Воскресенье, 22.12.2024, 12:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Маленький человек в произведениях Гоголя. Сочинение - Форум

[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Маленький человек в произведениях Гоголя. Сочинение
skumonkДата: Понедельник, 22.01.2018, 19:14 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1933
Репутация: 0
Статус: Offline
Маленький человек в произведениях Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова

Сочинение на тему: Образ маленького человека в русской литературе


Любовью к обыкновенному человеку, болью за него проникнуты многие произведения русских писателей. Одним из первых, кто выдвинул в литературе тему “маленького человека”, был А. С. Пушкин. В “Повестях Белкина” писатель останавливает внимание на судьбе “маленького человека”, которого он попытался изобразить объективно, без идеализации. Традиции А. С. Пушкина продолжили и развили Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов.

В повести Н. В. Гоголя “Шинель” идея сострадательного, гуманного отношения к “маленькому человеку” выражается прямо.

Акакий Акакиевич Башмачкин - “вечный титулярный советник”. Бессмысленная канцелярская служба убила в нем всякую живую мысль. Единственное наслаждение он находил в переписывании бумаг. Он любовно выводил ровным почерком буквы и полностью погружался в работу, забывая и обиды, причиняемые ему сослуживцами, и бедность, и заботы о хлебе насущном. Даже дома он думал лишь о том, что “что-то Бог пошлет переписывать завтра”.

Но и в этом забитом чиновнике проснулся человек, когда появилась цель жизни - новая шинель. “Он даже сделался как-то живее, даже тверже характером. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность...” Башмачкин не расстается со своей мечтой ни на один день. Он думает об этом, как иной человек о любви, о семье. Вот он заказывает себе новую шинель, и “...существование его сделалось как-то полнее...”. Описание жизни Акакия Акакиевича пронизано иронией, но в ней есть и жалость, и грусть.

Вводя нас в духовный мир героя, описывая его чувства, мысли, мечты, радости и огорчения, автор дает понять, каким счастьем было для Башмачкина приобретение шинели и в какую катастрофу превращается ее пропажа.

Не было счастливее человека, чем Акакий Акакиевич, когда портной принес ему шинель. Но радость его была непродолжительной. Когда он возвращался ночью домой, его ограбили. И никто из окружающих не принимает участия в судьбе несчастного чиновника. Напрасно Башмачкин искал помощи у “значительного лица”. Его даже обвинили в бунте против начальников и “высших”. Расстроенный Акакий Акакиевич заболевает и умирает.

В финале “маленький” несмелый человек, доведенный миром сильных до отчаяния, протестует против этого мира. Умирая, он “сквернохульничает”, произносит самые страшные слова, следовавшие за словами “ваше превосходительство”. Это был бунт, хотя и в предсмертном бреду.

Преступное равнодушие проявляет высшее петербургское общество к капитану Копейкину (“Мертвые души”). Оно оказалось черствым, бездушным не просто к маленькому человеку, но к защитнику Родины, герою войны 1812 года, инвалиду, лишившемуся всяких средств к существованию... Недаром дальнейшая судьба капитана Копейкина связывается с бунтом, это предупреждение о том, что терпение забитых и униженных когда-нибудь кончится, что всему есть предел. А уж если широкая русская душа взбунтовалась, то горе тем, кто притеснял и обижал бедного человека.

Духом гоголевской “Шинели” проникнут роман Ф. М. Достоевского “Бедные люди”. Это рассказ о судьбе того же “маленького человека”, раздавленного горем, отчаянием и социальным бесправием. Переписка бедного чиновника Макара Девушкина с Варенькой, потерявшей родителей и преследуемой сводней, раскрывает глубокий драматизм жизни этих людей. Макар и Варенька готовы ради друг друга на любые лишения. Макар, живя в крайней нужде, помогает ей. И Варя, узнав о положении Макара, приходит ему на помощь. Но герои романа беззащитны. Их бунт -“бунт на коленях”. Никто не может помочь им. Варю увозят на верную гибель, а Макар остается один со своим горем. Разбита, искалечена жизнь двух прекрасных людей, разбита жестокой действительностью.
 
skumonkДата: Понедельник, 22.01.2018, 19:14 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1933
Репутация: 0
Статус: Offline
Любопытно отметить, что Макар Девушкин читает “Станционного смотрителя” Пушкина и “Шинель” Гоголя. Он с сочувствием относится к Самсону Вырину и неприязненно к Башмачкину. Наверное, потому что видит в нем свое будущее.

Итак, Достоевский, с одной стороны, показывает “униженного и оскорбленного” человека, и сердце писателя переполняется любовью и жалостью к этому человеку, а с другой, - высказывается за смирение, покорность, призывая: “Смирись, гордый человек!”

Жертвой неблагополучных социальных условий становится и Мармеладов, герой романа “Преступление и наказание”. Этот спившийся отставной чиновник говорит Раскольникову: “В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто”. Мармеладов поясняет свою мысль: “Бедность не порок, нищета - порок”, -ибо в бедности еще не извращается в самом бедняке чувство человеческого достоинства; нищий же перестает быть человеком, перестает уважать себя, сам себя унижает, достигая последней степени нравственного падения.

Далее в развитии образа “маленького человека” намечается тенденция “раздвоения”. С одной стороны, из среды “маленьких людей” появляются разночинцы-демократы, а их дети становятся революционерами. С другой стороны, “маленький человек” опускается, превращаясь в ограниченного мещанина. Наиболее ясно мы наблюдаем этот процесс в рассказах А. П. Чехова “Ионыч”, “Крыжовник”, “Человек в футляре”.

Учитель Беликов — человек не злой по характеру, но робкий и замкнутый. В условиях, когда действовала формула “Жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне”, он становится страшной фигурой в городе.

Все живое, прогрессивное пугало Беликова, во всем он видел “элемент сомнительности”. Не мог Беликов устроить и личную жизнь. Увидев однажды свою невесту, катающуюся на велосипеде, он был очень удивлен. Беликов отправился для объяснения к брату Вареньки, считая, что женщина не может себе позволить подобную вольность. Но итог разговора был очень печальным — учитель греческого умер. С радостью хоронили горожане Беликова, но и после его смерти печать “беликовщины” осталась на жителях города. Беликов продолжал жить в их сознании, он пропитал страхом их души.

Стечением времени “маленький человек”, лишенный собственного достоинства, “униженный и оскорбленный”, вызывает у писателей не только сострадание, но и осуждение. “Скучно вы живете, господа,” - сказал А. П.Чехов своим творчеством “маленькому человеку”, смирившемуся со своим положением. С тонким юмором высмеивает писатель кончину Ивана Червякова, с уст которого всю жизнь не сходит лакейское “Ваше-ство”. В тот же год, что и “Смерть чиновника”, появляется рассказ “Толстый и тонкий”.

Чехов вновь выступает против обывательщины, против лакейства. Хихикает, “как китаец”, склонившись в подобострастном поклоне, коллежский служака Порфирий, встретив своего бывшего друга, который имеет высокий чин. Забыто чувство дружбы, связывавшее этих двух людей.

Во всех произведениях, где созданы образы “маленьких людей”, писатели обычно подчеркивали их слабый протест, забитость, что впоследствии приводит “маленького человека” к деградации. Но у каждого из этих героев есть что-то в жизни, что помогает им переносить тяжесть их положения: у Самсона Вырина — дочь, радость его жизни, у Акакия Акакиевича — шинель, у Макара Девушкина и Вареньки — их взаимная любовь и забота друг о друге. В одном из писем к сестре А. П. Чехов восклицал: “Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!” Зоркий глаз художника, подмечая пошлость, видел и другое - красоту “маленького человека”.
 
skumonkДата: Понедельник, 22.01.2018, 19:15 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1933
Репутация: 0
Статус: Offline
Прочитав повести Н.В. Гоголя, мы долго помним, как останавливался перед витриной незадачливый чиновник в картузе неопределённой формы и в синей ваточной шинели, со старым воротником, чтобы поглядеть сквозь цельные окна магазинов, блистающих чудными огнями и великолепной позолотой. Долго с завистью, пристально разглядывал чиновник различные предметы и, опомнившись, с глубокой тоской и стойкой твёрдостью продолжал свой путь. Гоголь открывает читателю мир «маленьких людей», мир чиновников в своих «Петербургских повестях».

Центральная в этом цикле повесть «Шинель». «Петербургские повести» отличаются по характеру от предыдущих произведений Гоголя. Перед нами чиновничий Петербург, Это столица – основной и великосветский, огромный город. Город деловой, коммерческий и трудовой. И «всеобщая коммуникация»[5] Петербурга – блистательный Невский проспект, на тротуаре которого всё, что живёт в Петербурге, оставляет следы свои; «вымещает на нём могущество силы или могущество слабости». И перед читателем мелькает, как в калейдоскопе, пёстрая смесь одежд и лиц, в его воображении возникает жуткая картина неугомонной, напряженной жизни столицы. Написанию этого точного портрета столицы помог бюрократический аппарат того времени.

Проволочки бюрократии, были так очевидны (проблема «высших» и «низших)», что про это невозможно было не писать, «Какая быстрая совершается на нём фантасмагория в течение одного дня!» - как бы с удивлением восклицает Гоголь. Но ещё удивительнее способность самого Гоголя с такой глубиной раскрыть сущность социальных противоречий жизни огромного города в кратком описании только одной улицы – Невского проспекта. В повести «Шинель» Гоголь обращается к ненавистному ему миру чиновников, и сатира его становится суровой и беспощадной: «…он владеет даром сарказма, который порой заставляет смеяться до судорог, а порой будит презрение, граничащее с ненавистью».

Эта небольшая повесть произвела огромное впечатление на читателей. Гоголь вслед за другими писателями выступил на защиту «маленького человека» - запуганного, бесправного, жалкого чиновника. Самое искреннее, самое тёплое и задушевное сочувствие к обездоленному человеку он высказал в прекрасных строках заключительного рассуждения о судьбе и гибели одной из многих жертв бездушия и произвола.

Жертвой такого произвола, типичным представителем мелкого чиновника в повести является Акакий Акакиевич. Всё в нём было заурядно: и его внешность, и его внутренняя духовная приниженность. Гоголь правдиво изобразил своего героя, как жертву несправедливой деятельности. В «Шинели» трагическое и комическое взаимно дополняют друг друга.

Автор сочувствует своему герою, и в то же время видит его умственную ограниченность и посмеивается над ним. За все время пребывания в департаменте Акакий Акакиевич ничуть не продвинулся по служебной лестнице. Гоголь показывает, как ограничен и жалок был тот мир, в котором существовал Акакий Акакиевич, довольствующийся убогим жильём, обедом, поношенным мундиром и разъезжающейся от старости шинелью. Гоголь смеётся, но он смеётся не именно над Акакием Акакиевичем, он смеётся над всем обществом.

Но у Акакия Акакиевича была своя «поэзия жизни», имевшая такой же приниженный характер, как и вся его жизнь. В переписывании бумаг ему «виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир». В Акакии Акакиевиче все же сохранилось человеческое начало. Его робость и смирение окружающие не принимали и всячески издевались над ним, сыпали ему на голову бумажки, а Акакий Акакиевич только и мог, что сказать: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете». История жизни Акакия Акакиевича – это новая полоса в его жизни. А новая шинель – символ новой жизни. Апогеем творчества Акакия Акакиевича является его первый приход в департамент в новой шинели и посещение вечеринки у столоначальника. Трудная работа Акакия Акакиевича увенчалась успехом, он хоть чем-то доказал людям, что у него есть самомнение. На этой, казалось, вершине благополучия его постигает катастрофа. Двое грабителей снимают с него шинель.

Отчаяние вызывает у Акакия Акакиевича бессильный протест. Добиваясь приёма у «самого частного» и обращаясь к «значительному лицу», Акакий Акакиевич «раз в жизни захотел показать характер»3 [9]. Гоголь видит несостоятельность возможностей своего героя, но он даёт ему возможность противостоять. Но Акакий бессилен перед лицом бездушной бюрократической машины и, в конце концов, погибает так же незаметно, как и жил. Гоголь не заканчивает на этом повесть. Он показывает нам финал: мёртвый Акакий Акакиевич, который при жизни был безропотным и смиренным, теперь появляется в качестве привидения.
 
skumonkДата: Понедельник, 22.01.2018, 19:16 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1933
Репутация: 0
Статус: Offline
Знаменитым эпизодом в пьесе «Шинель» является выбор имени. Здесь не просто невезение с именами в календаре, а именно картина бессмыслицы (поскольку имя есть личность): он мог быть и Моккием (перевод: «насмешником»), и Соссием («здоровяком»), и Хоздазатом, и Трифилием, и Варахасием, а повторил имя своего отца: «отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий («не делающий зла»), эту фразу можно прочитать как приговор судьбы: отец был «маленький человек», пусть и сын будет тоже «маленький человек». Собственно жизнь, лишённая смысла и радости, есть лишь умирание для «маленького человека», и он из скромности готов завершить своё поприще сразу же, едва появившись на свет.
Башмачкин умер. «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное…»

Но история о бедном чиновнике на этом не кончается. Мы узнаем, что умирающий в горячке Акакий Акакиевич в бреду так бранил «его превосходительство», что старушке хозяйке, которая сидела у постели больного, становилось страшно. Таким образом, перед самой смертью проснулся в душе забитого Башмачкина гнев против людей, погубивших его.

Гоголь говорит нам концом своей повести, что в том мире, в котором жил Акакий Акакиевич, герой как человек, как личность, бросающая вызов всему обществу, может жить только после смерти. В «Шинели» повествуется о самом заурядном и ничтожном человеке, о самых обыденных событиях в его жизни. Повесть оказала большое влияние на направление русской литературы, тема «маленького человека» стала на многие годы одной из самых важных.

«Шинель» Гоголя – гротеск и мрачный кошмар, пробивающий чёрные дыры в смутной картине жизни[10]… (В.В. Набоков).
Занимаясь исследованием выбранной мной темы, я поняла, что нельзя не упомянуть о «Бедных людях» Ф.М. Достоевского. В произведении “Бедные люди” главным героем также является мел кий чиновник, переписчик Макар Девушкин. Он тоже подвергался изде вательствам на работе, но по своей натуре это уже совсем другой человек, отличный от Акакия Акакиевича. Макара волнуют проблемы человечес кого достоинства, он размышляет о литературе и своем положении в об ществе. Прочтя “Шинель”, Макар был возмущен тем, что Гоголь описал с очень большой точностью быт чиновника, Макар узнал себя в Акакии Акакиевиче, но был возмущен тем, что Гоголь изобразил чиновника как ничтожного человека. Ведь сам он способен глубоко чувствовать, любить, а значит, был уже вовсе не ничтожеством, а личностью, хотя и поставлен ной обществом на низкую ступень.

Человек и нечеловеческие условия его общественного бытия - главный конфликт, лежащий в основе петербургских повестей. Одна из наиболее трагических повестей, несомненно, - "Записки сумасшедшего". Герой произведения – Аксентий Иванович Поприщын, маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, очень беден и ни на что не претендует. С чувством достоинства он сидит в кабинете директора и очинивает перья "его высокопревосходительству", преисполненный величайшего уважения к директору. "Все ученость, такая ученость, что нашему брату и приступа нет... Какая важность в глазах... Не нашему брату чета!" - отзывается о директоре Поприщин.

По его мнению, репутацию человеку создает чин. Именно тот человек порядочен, кто имеет высокий чин, должность, деньги, - так считает Аксентий Иванович. Герой нищ духом, его внутренний мир мелок и убог; но не посмеяться над ним хотел Гоголь, Сознание Поприщина расстроено, и в его голову неожиданно западает вопрос: "Отчего я титулярный советник?" и "почему именно титулярный советник?". Поприщин окончательно теряет рассудок и поднимает бунт: в нем просыпается оскорбленное человеческое достоинство. Он думает, почему он так бесправен, почему "что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам". По мере усиления безумия в Поприщине растет чувство человеческого достоинства. В финале повести он, нравственно прозревший, не выдерживает: "Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною!.. Что я сделал им? За что они мучают меня?". Блок заметил, что в вопле Поприщина слышен "крик самого Гоголя".

"Записки сумасшедшего" - вопль протеста против несправедливых устоев обезумевшего мира, где все смещено и спутано, где попраны разум и справедливость. Поприщин - порождение и жертва этого мира. Крик героя в финале повести вобрал в себя все обиды и страдания «маленького человека».

Как в «Записках сумасшедшего» нарушены границы разума и безумия, так и в «Шинели» размыты границы жизни и смерти. И в том и в другом произведении мы видим не просто «маленького человека, а человека вообще. Перед нами люди одинокие, неуверенные, лишенные надежной опоры, нуждающиеся в сочувствии. Поэтому мы не можем ни судить их, ни оправдать. Они вызывают и сострадание, и насмешку. Именно так изображает их Гоголь.

После «Петербургских повестей» Гоголь не оставляет тему взаимоотношений “маленького человека” и чиновничьего мира столицы. Это - тема постоянно живет в каждом произведении, он никогда не пропустит случая, чтобы не сказать двух-трех едких слов в ее адрес.
 
skumonkДата: Понедельник, 22.01.2018, 19:16 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1933
Репутация: 0
Статус: Offline
Но однажды эта тема прозвучала без всяких предисловий, без всяких иносказаний, с предельной сатирической обнаженностью в “Повести о капитане Копейкине.” Здесь рассказана драматическая история об инвалиде - герое Отечественной войны 1912 года, прибывшим в Петербург за” монаршей милостью.” Защищая Родину, он потерял руку и ногу, и лишился каких бы то ни было средств к существованию.

Капитан Копейкин добивался встречи с самим ми нистром, который оказался черствым, бездушным чиновником. “ Маленький человек “ попал в беду, из которой нет никакого выхода. А всесильному министру нет никакого дела до несчастного инвалида. Министр доса дует, что посетитель отнимает у него так много времени: “ Меня ждут дела важнее ваших.” И мы знаем , какие это дела, ждут решений и приказаний генерала - словом важные государственные дела. С какой откровенностью противопоставлены здесь интересы “государственные” интерес к простому человеку.

Символом этой государственной власти выступает и Петербург - чинный, важный, утопающий в рос коши. Этот город, в котором совершенно невозможно жить бедному человеку. Петербург - неприветливый, жестокий город – бесконечно чужд «маленькому человеку». К нему, этому человеку, равнодушен и министр. Он не только не помог инвалиду, но, возмутившись его “упрямству”, распорядился выслать его из столицы. А Ко пейкин гневно размышляет: «Раз министр советовал ему самому найти средства помочь себе -хорошо он найдет». Вскоре Копейкин стал атаманом появившийся в рязанских лесах “шайки разбойников”, грабившей казну и помогавшей беднякам.

По своему внутреннему смыслу, по своей идее “Повесть о капитане Копейкине” является элементом в идейном и художественном замысле писателя. Повесть как бы венчает всю страшную картину поместно - чи новно - полицейской России. Воплощением произвола и несправедливости является не только губернская власть, но и столичная бюрократия, само правительство. Чего же стоит это бездушное правительство, если оно не может оказать помощь защитнику Отечества!

“ Повесть о капитане Копейкине” содержала в себе очень острое политическое жало. И это было верно угадано петербургской цензурой, потребовавшей от автора либо выбрать всю повесть, либо внести в нее суще ственные исправления. “ Повесть о капитане Копейкине” дала автору возможность включить в произведение тему героического 1812 года и тем самым еще резче оттенить поведение чиновников губернского города и сто лицы России, характерно для них эгоизма, красотой человеческого духа, нравственным величием подвига в защиту Отечества.

Сильный и мужественный, исполненный человеческого достоинства, Копейкин являл собой разитель ную противоположность бессердечию и произволу столичной власти, трусливой и жалкой знати. Всем этим людям противостоял Копейкин - смелый, добрый человек с героической и печальной судьбой. Никогда еще тема “ маленького человека” не звучала у Гоголя с такой трагической пронзительностью, с такой силой, ибо “ маленький человек” вырастает здесь в фигуру величественную - в защитника и спасителя Родины.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: