Конспект урока по теме сложное предложение - Форум
Конспект урока по теме сложное предложение
| |
skumonk | Дата: Воскресенье, 19.11.2017, 14:47 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1933
Репутация: 0
Статус: Offline
| УРОК-ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цели и задачи: – систематизировать знания по теме «Сложное предложение»; – проверить умение различать предложения по структуре и способам связи; – проверить умение делать полный синтаксический разбор сложного предложения; – объяснять постановку знаков препинания; – составлять схемы предложений; – различать как средство связи придаточных союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении; – повторить постановку знаков при обособленном определении со значением причины; – повторить орфограммы о – ё после шипящих в различных частях речи, н и нн в причастиях. ХОД УРОКА I ЭТАП
1. Сообщение темы урока и его целей. 2. Проверка домашнего задания. А. Диктант с орфограммой о – ё после шипящих. Капюшон, медвежонок, пчелка, скворчонок, чопорный, врачом, ночевка, обнаженный, шепот, ре-мажор. Учащиеся формулируют правило, Буква о употребляется:1. Для передачи гласного о в начале слова и после гласных, напр.: ось, заочный, теория, биограф, воочию, полуостров.2. Для передачи гласного о и одновременно для указания на твердость предшествующего согласного, напр.: бой, завод, голубь, добрый, узелок, ярмо, носит, лбом, литровый, сок, парной, сто.3. В ограниченном круге слов иноязычного происхождения буква о употребляется: а) для передачи гласного о после j, передаваемого буквой й в начале слова и в середине слова после гласных, напр.: йод, майор); б) для передачи сочетания j с последующим гласным о в составе буквосочетания ьо после согласного; перечень основных слов[10]: батальон, бульон, каньон, компаньон, котильон, кар- маньола, кроманьонец, лосьон, медальон, миньон, павильон, па- пильотки, почтальон, сеньор, сеньора, синьор, синьора, шампинь- он, шиньон; квадрильон, квинтильон, секстильон (наряду с вариантами квадриллион, квинтиллион, секстиллион, передаю- щими другое произношение); мильон (написание, передающее один из вариантов произношения слова миллион); в собственных именах: Авиньон, Асунсьон, Гильом, Миньона, Тальони, Фритьоф. В редких случаях буквосочетание ьо пишется для передачи звуков безударного слога: гильотина, гильотинировать, сеньорат, сеньорита, сеньория, синьорина, синьория, Мурильо. . Буква ё употребляется:1. Для передачи ударного гласного о и одновременно для указания на мягкость предшествующего согласного, напр.: ребёнок, вёсла, гвоздём, казённый, лёгкий, подмёл, оленёнок, пёстрый, рёбра, осёл, потёртый, растёт. Примечание 1. Буква ё после согласных букв г, к, х встречается в основном в словах иноязычного происхождения, в том числе в собственных именах, напр.: гёзы, гёрлс, ликёр; Гёте, Гёльдерлин, Гётеборг, Кёльн, Кёстлер, Хёглунд. Сочетание кё представлено также в словах с иноязычным суффиксом -ёр типа киоскёр, паникёр и в личных формах глагола ткать: ткёшь, ткёт, ткём, ткёте.Примечание 2. Буква ё может писаться на месте гласного о, имеющего побочное ударение (напр.: трёхгодичный, четырёхметровый, тёмно-красный), а также на месте безударного гласного о в словах иноязычного происхождения (напр.: гёте-анец, кёнигсбергский). II ЭТАП
А теперь, ребята, вам предстоит доказать, что вы умеете на практике применять теоретические знания, полученные в процессе изучения темы «Сложное предложение». Синтаксический разбор предложения
Объясните постановку знаков препинания и орфограммы. Привлеченные (прич.) сладким (прил.) запахом (сущ.) сада (сущ.), часто (нареч.) появляются (глаг.) пчелы (сущ.); галчонок (сущ.), по-видимому выпавший (прич.) из (пред.) гнезда (сущ.), пытается (глаг.) взлететь (глаг.). Общая характеристика. 1. Повествовательное. 2. Невосклицательное. 3. Предложение сложное бессоюзное, состоит из двух предложений, средство связи – интонация. (Точку с запятой ставим потому, что перечисляются факты и обе части предложения осложнены обособленными определениями.) 1-е предложение: двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным причастным оборотом с обстоятельственным значением (причины). (Причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, обособляется, если имеет обстоятельственное значение.) 2-е предложение: двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным причастным оборотом, стоящим после определяемого слова. (Вводное слово не обособляется, т.к. находится в начале обособленного оборота.)
|
|
| |
skumonk | Дата: Воскресенье, 19.11.2017, 14:48 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1933
Репутация: 0
Статус: Offline
| III ЭТАП
Викторина с синтаксическим заданием
Она позволит выяснить, насколько хорошо учащиеся определяют тип сложных предложений, умеют составлять схемы и определять вид придаточных предложений в составе сложноподчиненного предложения, указывать средства связи. Для анализа привлекаются примеры из произведений М.Ю. Лермонтова, которые параллельно изучаются на уроке литературы. 1. По синим волнам океана, Лишь звезды блеснут в небесах, Корабль одинокий несется, Несется на всех парусах. («Воздушный корабль») [ , (лишь)2, – =, = ]1 Сложноподчиненное с придаточным времени. Средство связи – союз лишь. 2. Поверь: ничтожество есть благо в здешнем свете. («Монолог») [ = ]1 : [ – = ]2 Бессоюзное предложение, в котором 2-е предложение раскрывает смысл первого. 3. Поцелуями прежде считал Я счастливую жизнь свою, Но теперь я от счастья устал, Но теперь никого не люблю. («Поцелуями прежде считал...») [ = – ]1, но [ – =, = ]2 Сложносочиненное предложение, которое состоит из двух предложений. Средство связи – противительный союз но. 4. Тогда напрасно вы прибегнете к злословью: Оно вам не поможет вновь, И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь. («Смерть Поэта») [ – = ]1 : [ – = ]2, и [ – = ]3 Предложение с разными видами связи: бессоюзной (2-е предложение указывает на причину того, о чем сказано в 1-м; средство связи – интонация) и сочинительной (средство связи – соединительный союз и). 5. Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь... («Выхожу один я на дорогу...») 15 Сложноподчиненное предложение с однородными придаточными образа действия. Параллельное соподчинение. Средства связи – подчинительный союз чтоб. 6. Так жизнь скучна, когда боренья нет. («1831 июня 11 дня») 16 Сложноподчиненное предложение с придаточным условным с союзным словом когда. 7. Ты знал ли дикий край под знойными лучами, Где рощи и луга поблекшие цветут, Где хитрость и беспечность злобе дань несут, Где сердце жителей волнуемо страстями и где являются порой Умы и хладные, и твердые, как камень? («Жалобы турка») 17 Сложноподчиненное предложение с однородным подчинением; придаточные определительные; средство связи – союз где. Подведение итога: что повторили на уроке? Ребята сами задают друг другу вопросы по теме. Домашнее задание
III гр. Выписать из учебника литературы по 5 предложений разных типов.
|
|
| |
|